«Каждый человек принимает пределы своего поля зрения за пределы мира», — писал философ Артур Шопенгауэр. Чем шире поле зрения человека, тем, очевидно, шире и точнее его понимание повседневного опыта.
Клод — старшеклассник. Учительница английского языка только что попросила класс определить тему рассказа, который ученики должны были прочесть в качестве домашнего задания. Не услышав ни одного ответа, учительница укоряет их: «Ребята, вы не хотите думать. Сосредоточьтесь и думайте».
Клод морщит нос, хмурит брови, потирает подбородок и смотрит в потолок. «Думай, думай, мне надо подумать. Какая тема этого рассказа? Тема, тема, что же может быть его темой?» Он переводит взгляд справа налево, кусает губы, затем решительно склоняется к парте, открывает книгу и начинает перелистывать страницы, как будто ищет что-то. Все это время повторяет в уме: «Думай... думай... тема...»
Думает ли Клод? Нет. Старается, надеется, но все-таки не думает. Его умственный двигатель работает, но передача в нейтральном положении. Он готов ехать, но не может тронуться с места.
Рассмотрим другой случай. Агата, студентка колледжа, сидит в студенческой столовой, пьет свой утренний кофе. Для всякого постороннего наблюдателя она не просто думает, а полностью погружена в размышления. Вот что происходит в ее уме:
Так много нужно сделать сегодня... нужно не забыть встретиться с Джимом в 6 вечера... Скоро мне начинать курсовую работу... Эта Берта такая неряха — как я хочу, чтобы она убрала в своей половине комнаты хоть в этом семестре... мои волосы выглядят ужасно — вот если б я смогла сделать такую прическу, как у Марты, тогда бы они выглядели опрятно, и ухода за ними почти никакого... Только бы зима кончилась, и у меня бы прекратилась эта депрессия — почему мое настроение так зависит от погоды?.. И кофе здесь горький — они что, не могут тут сделать чашку приличного кофе... Когда же я наконец попаду домой, чтобы снова нормально питаться... интересно, насколько я поправилась; наверно, стоит заняться бегом трусцой...
Умственная работа Агаты намного ближе к мышлению, чем поведение Клода. Идеи, образы и понятия проносятся в ее уме, и она послушно следит, как они проплывают мимо. Но роль ее пассивна; она — наблюдатель за деятельностью своего ума. Мышление, как мы будем рассматривать его в этой книге (и как большинство авторитетов рассматривают сто), есть нечто большее, чем бесцельное мечтание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий